"felis scriberus"/ through leaves of grass
В настоящем исследовании собраны мнения разных людей: среди них и близкие к собственно ролевой тусовке, и просто любящие фэнтези, а в целом люди, которые в принципе могут что-то по этому поводу думать.
С мнениями как они есть вы можете познакомиться в Приложении. В тексте же, если они цитируются, то выделены курсивом.

Мой вопрос звучал следующим образом: Какими 3мя характеристиками вы бы определили, что значит «быть эльфом», но можно было ограничиться просто своими ассоциациями на слово «эльф».

читать дальше

@темы: Статьи

Комментарии
11.09.2011 в 16:03

Против Ветра!
Интересно, но многие пункты спорны и весьма неоднозначны. Кроме того, скажите, какова цель написания данной статьи?
11.09.2011 в 17:02

Работать нужно не по двенадцать часов в день, а головой. Стивен Джобс
По мне, так все просто: эльфы - лапочки. :)
12.09.2011 в 14:17

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Это отрывок из фанфика, который, по-моему, определяет, что значит быть эльфом - по крайней мере в Арде. Эльф и природа едины, мне кажется.)))
"О, каким прекрасным был Ард-Гален... Весенние травы цвели буйным цветом, и от их аромата захватывало дух ... На привалах цветы тянулись к рукам вечно юных хозяев Арды, требуя ласки, желая их прикосновения. Финдекано стоило немалых усилий удерживать отряд в боевой готовности ... Он понимал теперь, что могло произойти с разведчиками - в эти ароматные травы хотелось упасть, разметав руки, и лежать, глядя в голубое небо с пятнышками облаков, лежать, прорастая корнями, разлетаясь семенами, расцветая диким цветом ... Лежать, пока на небе не засияют звезды, грезить с открытыми глазами, пока погибель, страшная и отвратительная, не подберется в темноте к неосторожному Нолдо, который слишком проникся чувством единства с землей, которую был создан оберегать."
12.09.2011 в 15:41

"felis scriberus"/ through leaves of grass
laicalasse, готов к спору, который приблизил бы к истине)
цель - прояснение понятия, интересного мне. и, как думалось, участникам данного сообщества.)
nolofinve, ясно.. красиво)
единство с землей. то есть они, предполагается, ближе к природе, чем "люди" _? )
или более поэтично ее воспринимают... /непрактично? ..
Amderqeen, спасибо но не хотелось бы чтоб _только это))
12.09.2011 в 15:48

Против Ветра!
Araglas, мне бы хотелось прояснить такой момент: Вы именно научной стороной вопроса интересуетесь или "эльфами из фанфиков"?
Если Вас интересует научная сторона - то сходите на сайт Эльфхейм. www.elfheim.ru
Также можно посмотреть форум эльфхейма, там тоже есть интересное. Но туда стоит идти только в том случае, если Вас интересуют эльфы не с точки хрения баек и фанфикшн-образов.
По спорны пунктам - я бы сказал, что большая часть статьи требует уточнения формулировок.
12.09.2011 в 19:31

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Araglas, эльфы не ближе к природе, они ее часть... Человек не погибнет, если исчезнет его планета - в том случае, если будет достаточно технически вооружен. Эльфы - даже если им дать звездолет - гибели своего мира не переживут.
Для эльфа в мире живое все - и он умеет с этим живым общаться. Если ему нужен хворост для костра, он поговорит с деревом и оно сбросит ему пару сухих веток, а не станет крушить топором направо и налево.
А люди говорят - магия...)))
12.09.2011 в 21:06

"felis scriberus"/ through leaves of grass
laicalasse, научная сторона - это прямо будто изучать динозавров или химический элемент ))
конечно, меня интересует самая суть! : ) но при этом еще и в переложении на реальность. что значит "быть эльфом", что это за качества, какова сущность этого, вне зависимости от лит.-мифологич.контекста и проч.
в частности, и фанфики вполне могут правдиво отражать этот смысл. т.к. основа одна

Огромное спасибо за ссылку, поглядим..
во время исследования инстинктивно не хотелось читать других, чтобы не сбиться в мыслях. А вот теперь как раз интересно ))

nolofinve, да, немного магично..) но по сути, мне кажется, мысль верная.
12.09.2011 в 21:07

"felis scriberus"/ through leaves of grass
Кстати, laicalasse, а давайте уточним формулировки. Если вы сконкретизируете, подумаем. может, напишем "отредактированный" вариант! ) Я ж только за. за "научный поиск". пишите)
13.09.2011 в 01:53

Против Ветра!
Araglas, научная сторона - это прямо будто изучать динозавров или химический элемент )) ну вообще-то именно так и изучают - исторические хроники, ищут свидетельства общения людей с эльфами, изучают мифологию, сопоставляют ее с историей, исследуют реликвии, магические обряды, принятые в тех или иных областях Земли с точки зрения вероятности давнишнего обмена куьтурными ценностями.

а давайте уточним формулировки.
Ок.

Вы пишете: I. Отделенность
На то, что эльф – это прежде всего некто несколько «не со всеми», указывают различные ответы участников, кажущиеся на первый взгляд абсолютно не сходными. Это и жить в лесной глуши, подальше от людей; это и – быть надменным, высокомерным (так как это значит ставить себя выше или отделять от других); это и невесомость – приподнятость над обыденностью, возвышенность, ненастоящесть. Быть потусторонним и существом не от мира сего, быть личностью далёкой от реальности. Убегают, возвышаются или не вписываются.


Тут смешано очень много не смешиваемого. Поэтому я бы предложил следующее.
Отдельность эльфа - отстраненность. Политика невмешательства, если не затронуты интересы эльфа: людям людское - эльфам эльфийское.
Эльф не высокомерен, он просто держит дистанцию, подпуская к себе ровно настолько, чтобы соблюсти вежливость и в то же время не впустить в душу. Это людям кажется, что эльф высокомерен, и именно КАЖЕТСЯ. Те. кто с эльфами общаются постоянно, отнюдь не считают их высокомерными. (ну это если уж начинать говорить об эльфах сегодняшних, впрочем, это при внимательном прочтении можно отследить и в литературных образах, правда, их со времен Профессора как только уже не извращали).
Быть "не от мира сего" и быть "далеким от реальности" - тут есть подмена понятий. Не надо путать не-человеческость и инфантильность. Это очень разные вещи. Одно дело, что по эльфу, как бы он ни старался мимикрировать, всё равно видно, что он не человек, эльф оперирует слегка другими категориями, другим понятийным и ассоциативным рядом, который человек порой понять просто не в состоянии. Тем не менее, эльф отлично понимает и принимает и учится и умеет жить в той реальности, в которой он находится здесь и сейчас.

Далее:Мало того, в представлении людей они имеют тенденцию игнорировать законы и закономерности глобального порядка: эльфы – вне времени: неспешные, бессмертные, вечно молодые. Они даже, похоже, и внеморальны: не различают добра и зла.
«У эльфа и ветра не спрашивай совет: оба скажут в ответ – что да, то и нет», – гласит хоббитская пословица.


Простите, каким образом происходит игнорирование, если бессмертие эльфам, как и смертность людям - это ДАР Эру - Старщим одно, Младшим другое. Где же игнорирование? Далее - каким образом эльф может игнорировать законы мира, если "тела их принадлежат Арде"?
Эльфы неспешны, опять же, пока спешить не нужно. Только ролевики способны оправдывать бакланство "эльфийской неспешностью". Но на деле - эльф всегда оказывается тогда и там, где и когда он и должен оказаться.
Вечная молодость...Это, ИМХО, вообще отдельная тема, потому что у эльфа Дух полностью или почти полностью контролирует тело, а не наоборот, как у людей. И потом, банально удобнее, когда тело постоянно в тонусе и не увядает. И в общем-то это вполне логично, учитывая продолжительность жизни.
Про неразличение добра и зла - это меня отдельно потрясло, потому что ежели отбросить дешевую фантазю, а обратиться к серьезной литературе, то станет понятно и очевидно: эльф имеет несколько иную картину мира и систему ценности, во многом отлиную от человеческой, но что такое добро и зло - эльф понимает прекркасно, и одной из ярких эльфийских ерт является справедливость и тяга к справедливости. Это ли не яркая иллюстрауия четкой границы между добром и злом?
13.09.2011 в 02:12

Против Ветра!
по п.2. Эльф во-первых, тяготеет в первую очередь к гармонии и гармоничности. Что гармонично, то красиво. Красота невозможна без гармонии и гармония всегда прекрасна. А гармония - это некая сбалансированность. Итого - эльф тяготеет к цельности, балансу и гармонии во всём. Он смотрит вглудь, за внешнее, видит глубже и точнее определяет увиденное: Саурона звали Сауроном даже когда он имел прекрасный внешне облик. И с гномами дружили, хотя те отнюдь красавцами с точки зрения человееской да и эльфийской не были.

Для людей и в литературе эльф - это набор архетипов, а архетип - это всегда идеал. Не важно идеал чего, но идеал. Отсюда и восприятие и навешивание ярлычков на все случаи жизни.

Третий пункт целиком вызвал откровенно говоря, недоумение. Ощущение такое, что происходит выгул тараканов у пятнадцатилетних подростков, и только.
Через слово повторяющаяся характеристика "гордость, высокомерие, неотмирасегойность" меня вводит просто в ступор.
Далее, мне кажется, стоит определиться - сказка это для Вас или все же нет? Если да - то не понятно, зачем такие длинные статьи "про это". Если нет - тогда при чем тут опять же, как самоубеждение упоминание сказочности?Вы говорите о литературных образах или об эльфах, которые живут здесь и сейчас или жили давно и также являются частью истории?
Смешивание спрайтов и эльфов в одну кучу - это моветон, уж простите. Можно это понять в статье какой-нибудь барышни из захолустной газетки, которой поручили срочно за вечер написать статью "праэльфофф", но если материал претендует на научность, давайте тогда мух и котлеты в разные стороны разложим.

Приложение к статье, опять же - для ролевика лет 15 - самое оно. Эпос-пафос-кактус. Но к реально существующим эльфам это не имеет никакого отношения.
13.09.2011 в 09:33

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Одно только замечание - насчет "эльфийского характера" так как его понимал Толкин. Профессор отметил, что на стороне зла могли оказаться все живые существа кроме эльфов. Ибо эльфы никогда не защищали и не поддерживали разрушителей их мира.
О проблеме эльфов отдельно от Арды как-то не задумывался, потому благодарен за тему для размышлений)))
13.09.2011 в 18:55

"felis scriberus"/ through leaves of grass
laicalasse,
Возможно, не совсем ясным осталось, что я делаю резюме по мотивам различных мнений: все что выделено курсивом, это _цитаты, а не мои выражения, на их основе я ищу, так скажем, общий замес. Произвожу своего рода вычисления, выделяя общую часть, "среднее арифметическое" того, как это понятие представлено в современном сознании. Будем говорить прямо: жанр тут скорее соц.исследование, поэтому за тем, что получилось, = стоят много различных людей. а не "ролевик лет 15ти" (есть и умудренные, и вообще не ролевики).

Приложение - это не мое воображение, а реальные! мнения, которые удалось обрать за не очень большой промежуток времени, среди них есть поверхностные и глубокие, более взрослые и более подростковые. Поглядите пожалуйста шире.

С другой стороны, я понимаю вашу задачу как критика посмотреть только с теневой стороны. Хорошо.
Но, самое интересное, с чем же спорить. Разве я утверждаю, что эльф высокомерен (заметьте, это цитата, одна из ряда других) - это действительно то, что _кажется, но кажется-то не случайно, а по причинам его отдаленности - а отдаленности в силу того, действительно, что "эльфам эльфийское". Остраненность - почти равнозначный синоним моего заголовка.

Хорошо, "инфантильность" может быть и не следовало приплетать.
На самом деле мне хотелось сделать призыв эльфам не замыкаться в своей интровертной гармоничности. Возможно, для такого призыва были выбраны слишком человеческие понятия...
...принимает и учится и умеет жить в той реальности, в которой он находится здесь и сейчас.
Знаете, вот и мне хотелось бы верить. несмотря на.

Третий пункт целиком - посвящен призыву к творческому выходу в мир, а вовсе никакой не гордости, где вы это нашли О_О

Что касается бессмертности, вневременности, вы ссылаетесь на ДАР Эру и проч., т.е. лит.источник, я же пытаюсь перевести все на реальные качества - например, некоторые люди склонны действовать так, словно будут жить вечно.. которые воспринимают все "с точки зрения вечности".. =вопросы мировосприятия, ощущение времени у профессорских эльфов или ныне в наших головах, я ищу мостик - это то, что интересно. Пытаюсь оторваться от "сказочности", да.

Добро/зло сложная тема. Я пороюсь, была тут одна дискуссия на эту тему в ЖЖ..

---------------------
про гармонию как сбалансированность я очень согласен.

про набор архетипов и идеал - это, я так понимаю, вы со мной соглашаетесь.

Спасибо за мнение, мне очень интересно с вами беседовать.
Но возможно вам стоит пересмотреть статью с учетом того, что это сбор мнений.;)
хотя и не без толики гумаэльфанистического пафоса.
13.09.2011 в 18:58

"felis scriberus"/ through leaves of grass
nolofinve, you're welcome)
13.09.2011 в 21:49

Против Ветра!
Araglas, Ок. Согласен. Переитал статью еще раз, потом еще раз.
Есть предложение такое: мне кажется, стоит вывести все эти стереотипы в сравнении с тем, то об эльфах известно и сравнить мнения с "тем, как оно есть на деле".
Вам было бы интересно сделать такое исследование?
Я просто видимо, в процессе прочтения основного пласта материала в итоге упустил из виду то, что было написано в "шапке". Поэтому претензии снимаю и приношу извинения.
Но мнения людей чудесаты, этого не отнять.
14.09.2011 в 20:51

"felis scriberus"/ through leaves of grass
laicalasse, да) хорошая мысль "подвести черту" под разбором чужих представлений и сказать, "как оно есть". Но ..кто я такой, чтобы дать _последнюю оценку. Это будет тоже только лишь мнение..
Нужно много исследовать, чтобы наконец почувствовать "истину". И в каждом из представлений и мнений, мне кажется, кроется крупица от этой истины. При всей чудесатости.)

Если противопоставлять стереотипы и истину, то откуда брать истину? ..
Хотя в принципе понимаю, к чему вы клоните. Есть ряд расхожих определений, из того что можно назвать не задумываясь, а есть что-то более глубоководное. Конечно, интереснее углубиться)
18.09.2011 в 14:33

Спасибо за интересную статью :)

nolofinve, эльфов отдельно от Арды и я не вижу, а также полностью согласен с тем, что эльфы никогда не встанут на сторону Зла, на сторону разрушителей. Эльфы на стороне Моргота и Саурона разве что в ЧКА и ПТСР фигурируют:gun:

Araglas, а что можете сказать на тему "эльфов вне Арды" на материале, например, книги "Путь к Единорогу" Софии Павловой (Мелиан) и ее концепции "эльфы-по-жизни"?

Статью перепостил себе - поднята очень актуальная для эльфов тема :)
18.09.2011 в 17:16

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Artafinde, эллери-ахе фактически уже не эльфы, они нечто другое. А ЧКА так и говорит прямо - эллери-ахе идут после смерти дорогой людей. То есть - ну, если брать ЧКА как некую альтернативку миру Профессора - то Мелькор ухитрился каким - то образом превратить эльфов в людей (у Профессора в орков - но я в эту версию никогда не верил)
Ну а люди в силу своей слабости (вот ведь я загнул))) могли защищать и добро и зло.
19.09.2011 в 00:13

Против Ветра!
Artafinde, Эльфы на стороне Моргота и Саурона разве что в ЧКА и ПТСР фигурируют
? Это где там такое есть?

nolofinve, Artafinde, ЧКА, ИМХО, вообще рядом с Сильмом ставить нельзя.
19.09.2011 в 01:58

laicalasse, В ЧКА есть эльфы, вставшие на сторону Моргота. В ПТСР - есть полуэльф, рыцарь Аст-Ахэ, и есть отсылка на тех из эльфов, что стали на сторону Мелькора.

Я сам очень не люблю ЧКА и ПТСР, но пришлось это прочитать, поскольку все о них говорили одно время. Естественно, никакого восторга у меня не вызвало желание авторов сделать некоторых эльфов сторонниками Мелькора. Неужели не понятно, что в моем предыдущем комментарии эти домыслы фанфикеров приведены уже как нереальный факт??? как невозможное в корне? Или я недостаточно ясно выражаюсь?

И с nolofinve у меня достаточно различные позиции, чтобы уравнять их так в одном комментарии.
19.09.2011 в 02:02

nolofinve, Но по тексту ЧКА это БЫВШИЕ ЭЛЬФЫ. Они встали на сторону Моргота, приняли его учение и стали в итоге смертными.

ЧКА как достоверный источник по Арде вообще воспринимать ИМХО нельзя.

Как нельзя и очеловечивать эльфов, забывая о толкиновской концепции, о ЗиОЭ (Законах и Обычаях Эльдар).
19.09.2011 в 09:43

І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Artafinde, именно это я и хотел сказать))) Если эльф стал смертным существом, то это уже не эльф, а нечто иное. А значит он может быть на стороне зла не нарушая эльфийских законов и традиций.
ЧКА - это один из глюков, не более... Но, что характерно, авторы даже не пытались заставить прислуживать Тано эльфов в их чистом виде))) А сотворили своих мутантов.
23.09.2011 в 02:00

И ярость ветра от тоски, отчаянья дыры спасает - душа , что рвется на куски, на крыльях шторма улетает...
эльфы не ближе к природе, они ее часть... Человек не погибнет, если исчезнет его планета - в том случае, если будет достаточно технически вооружен. Эльфы - даже если им дать звездолет - гибели своего мира не переживут. Для эльфа в мире живое все - и он умеет с этим живым общаться. Если ему нужен хворост для костра, он поговорит с деревом и оно сбросит ему пару сухих веток, а не станет крушить топором направо и налево. А люди говорят - магия...))) полностью согласна с утверждением)))
28.09.2011 в 13:01

А алебастровый мир достаётся мне. Ну куда мне его девать?
Как человек, который в принципе может что-то по этому поводу думать, говорю - 90 процентов этого текста - сущая чушь. Вы уж не обижайтесь.
А почитайте-ка вы лучше Толкина. Да-да, Толкина, а не фанфики по его мотивам. И Проппа почитайте. У него много и хорошо про архетипы.)
Если претендуете на то, чтобы сие написание называлось статьёй - не пользуйтесь источником "одна бабка сказала".
Если же интересуетесь грамотным мнением - поговорите не с "близкими к ролевой тусовке", а с участниками клуба толкинистики. Или с ролевиками, которые давно и серьёзно по Толкину играют.
28.09.2011 в 13:10

Против Ветра!
Вероника на крыльце, С другой стороны всегда забавно почитать, какой чушью забиты головы людей, "составляющих мнения".
28.09.2011 в 13:46

А алебастровый мир достаётся мне. Ну куда мне его девать?
laicalasse, Да ничего забавного. Скорее, можно посочувствовать. Человеку хочется рекомендовать больше читать. Полезно и для смыслового наполнения и для стилистики. А также думать над вопросом больше времени, чем затрачено на набор данного текста. А здесь всё явно наоборот.
А вопрос, между прочим, немаловажный. Но куда более объёмный, чем "три характеристики".
28.09.2011 в 14:01

Против Ветра!
Вероника на крыльце, нну.. я свое мнение высказал там выше в комментах, если вкратце - меня тоже не устраивают "три характеристики", но это - стереотипные мнения, которые интересны тем, что показывают уровень осведомленности людей по данному вопросу. Что до серьезного исследования, если Вы знаете, как надо правильно - напишите статью на эту тему, автору будет на кого ровняться хотя бы.
28.09.2011 в 15:55

А алебастровый мир достаётся мне. Ну куда мне его девать?
laicalasse, "Я знаю только то, что ничего не знаю". :)
Скорее, я имею некоторую приблизительную попытку понимания некоторых вещей. Приобреталось оно годами и многими прочтениями текстов. Но и этого всегда недостаточно. Например, перед каждой игрой по Толкину мы с моей командой много говорим и разбираем эльфийское мировоззрение, логику, мотивацию. Применительно к разным народам и в контексте различных ситуаций. Это важно и нужно, потому что мы всё-таки люди. Что бы там ни говорили некоторые экзальтированные девочки. :laugh:
Нельзя написать статью "Как быть эльфом".
Но можно прочитать статьи по эльфийской геральдике, по цветам в одежде, по похоронным обрядам. И начать, конечно, лучше с "Законов и обычаев эльдар". Первоисточник, как-никак))
И, как следствие - стать немного грамотнее в этом вопросе.
28.09.2011 в 16:22

Против Ветра!
Вероника на крыльце, Я с Вами по большей части согласен, но тем не менее, я сильно сомневаюсь, что большинство людей будут грузиться прочтение "Законов и обычаев", "осанвэ-квентой" и так далее. итают и изучают это все либо исследователи текстов толкиена, любо серьезные ролевики либо те, кто считают себя эльфами (да, я знаю, что в глазах "мывсетакилюдей" эти товарищи не сильно популярны, но именно они в то же время, зачастую находят очень много ценной и полезной информации, страмятся воссоздать и удержать и передать то, о чем писал профессор, рассказывали легенды и т.д.).
Тем самым экзальтированным девочкам, которых Вы упомянули, куда более свойственно просто строчить и читать фанфики и слэш, повизгивая от восторга своими талантами и, прямо скажем, неудовлетворенными эротическими фантазиями, не сильно вдаваясь в суть природы эльдар. Что мы и можем наблюдать в приведенных ТС мнениях.
28.09.2011 в 16:53

Верить нельзя никому, мне - можно.
laicalasse, осанвэ-кента)
28.09.2011 в 16:58

Против Ветра!
да, разумеется, клава на ноуте выдает порой сюпризы... прошу прощения за опечатки.