"felis scriberus"/ through leaves of grass
В настоящем исследовании собраны мнения разных людей: среди них и близкие к собственно ролевой тусовке, и просто любящие фэнтези, а в целом люди, которые в принципе могут что-то по этому поводу думать.
С мнениями как они есть вы можете познакомиться в Приложении. В тексте же, если они цитируются, то выделены курсивом.
Мой вопрос звучал следующим образом: Какими 3мя характеристиками вы бы определили, что значит «быть эльфом», но можно было ограничиться просто своими ассоциациями на слово «эльф».
читать дальшеI. Отделенность
На то, что эльф – это прежде всего некто несколько «не со всеми», указывают различные ответы участников, кажущиеся на первый взгляд абсолютно не сходными. Это и жить в лесной глуши, подальше от людей; это и – быть надменным, высокомерным (так как это значит ставить себя выше или отделять от других); это и невесомость – приподнятость над обыденностью, возвышенность, ненастоящесть. Быть потусторонним и существом не от мира сего, быть личностью далёкой от реальности. Убегают, возвышаются или не вписываются.
О внешности сначала предполагался отдельный пласт, но неоднократно упомянутые ушки, остроухость и т.д. наводят уже скорее на мысль о знаке непохожести на других. Изъян – не изъян, вроде бы даже красиво, изящно, однако в то же время это является признаком, по которому эльфа однозначно «классифицируют». Если перевести на язык реальности, а мы к этому и ведем, так как наша тема вовсе не «сказки», «эльфы» так или иначе как-то угадываются среди «людей». И не во внешнем облике дело, определенно.
Мало того, в представлении людей они имеют тенденцию игнорировать законы и закономерности глобального порядка: эльфы – вне времени: неспешные, бессмертные, вечно молодые. Они даже, похоже, и внеморальны: не различают добра и зла.
«У эльфа и ветра не спрашивай совет: оба скажут в ответ – что да, то и нет», – гласит хоббитская пословица.
II. Идеальность
Можно спорить об относительности блага и зла. Однако нельзя не заметить, что «эльфы» наделяются весьма лестными характеристиками: честность, порядочность, благородство, положительное начало. Слово «эльф» будто магнитом притягивает перечисление самых высоких качеств – иное же просто к нему не идет: эльф, который мелочится, жлобствует, хамит, как-то не представляется.
Словно все, что известно прекрасного, все идеальные, привлекательные черты складываются в этот образ – этакий «банк» прекрасностей. Эльф не маг, не волшебник, эльф просто хранит в себе дорогие миру ценности, вбирает как книжный герой, являющий нам сгущение поразительных черт, как светлая фантазия детства с его буквальными смыслами. Эта идеальность могла бы даже претить, но речь не о безупречности-образцовости – этот своего рода набор архетипических достоинств не мог бы сам по себе так волновать.
Волнует же красота. Казалось бы, что может быть столь же трудноопределимо: понимание красоты относительно, индивидуально, нестойко. Но есть неизменное во все времена – реакция на нее. Красота – то, что возвышает душу: вне хорошего и плохого, над пользой и выгодой, за пределами привычного, сверх обыденного – универсальное. Линии ли это, форма ли, слог, внутреннее качество – это то, что «светится» для тебя: заставляет любоваться, притягивает, вызывает душеный трепет и вдохновляет. Даже так называемые «темные эльфы», то есть видимо «злые», имеют свое благородство, свою красоту, может быть более резкую, иную, но …так или иначе, стиль имеет значение .
Итак, эльфы – сами утонченные, изящные, поэтичные – обладают обострённым чувством прекрасного, выражают и воплощают собой влечение к эстетике и красоте. Красота – слабость любого эльфа…
III. Магия воплощения
А теперь довольно.
Оставим процесс декоративного прикалывания «бабочек» к картонке, подписанной мертвыми латинскими буквами… Поговорим серьезно – с туго завязанным галстуком, перед лицом нашей реальности: в ее рентгеновски безжалостном свете опадут одеяния из цветных лепестков, но останется суть, зерно. Если есть наполнение, есть и форма: некая категория людей нуждается в обретении названия и находит его в слове «эльф».
Представление об эльфах наводит на мысли о ненастоящести – слишком уж незамутненный «пылью обыденности» мир? Но что если это и в самом деле такой способ видения: повышенный эстетизм, умение во всем находить прекрасное, смотреть сквозь призму возможного совершенства; держаться только за то, что почитаешь лучшим, – какой бы нежизнеспособностью это ни отзывалось. Итак, человек под кодовым названием «эльф» – живой носитель «книжных», «неадаптированных» идеалов. И в этом качестве он, казалось бы, рискует противостоять «реальности», которая не принимает этого так легко, как их собственная душа. Инстинктивно желая сохранить их, «законсервировать», дабы не нарушить гармонию «шумами» внешнего мира, они желают «ухода», не так ли.
Но назвать это конечной их целью, поставить точку на этом?
Если выхода в мир не происходит совсем, «скорлупа» не пробита… то мы говорим о ребенке, «ребенке-эльфе»: это творческое существо детского возраста на стадии накопления музыки внутри, наращения сил. Но и для интроверта наступает когда-то час перепутья: он выбирает, отдать себя миру, предав свою отделенность, или же окончательно замкнуться в себе, предав мир.
Однако обязательно ли так: или – или? Так ли неприязненно противостоят они друг другу – мир и творческая душа? Разве она аскет впечатлений и чувств… скорее, напротив. Для эльфа то, что он видит, – другая необходимая сторона жизни, другой источник – извне, являющийся контрастом или созвучием, но в любом случае пищей уму и сердцу. «Эльфы» как создания природы являются частью мира и нуждаются в нем.
Пусть они и смотрят на него изнутри, не сливаясь (потусторонность), струны их очень чутки: эльф беззащитен пред тем, чтобы всей кожей (тонкокожесть) не чувствовать прекрасное и ужасное, и постоянно «мучится» впечатлениями. Бегство, аскетизм – средство спастись от обилия их – так как они внушительный на сердце делают отпечаток – даже, кажется, могут разрушить. Природа, уединение – все то, что смягчает удар; это средство восстановления, условие для того, чтобы осмыслить. Справиться, осознать, быть может, освободиться от эмоции – отдав ее какому-нибудь творению? Преобразование живительно. Вспомним Финрода, мастера «придавать страстям форму»: «Это был обычный для него способ справляться со страхом перед неизвестным – придать неизвестному форму, осознать как нечто зримое, вещественное» («По ту сторону рассвета»).
Итак, стать ожившей преобразовательной силой, музыкой, через некую боль поиска формы проникшей в мир, – это путь эльфа. Находясь всегда на границе – между чудом и ощутимостью – он может создавать что-то действительно чудесное в гуманистическом плане. Ведь мир можно улучшить в любой области.
Надо помнить о способности воплотиться. Настоящая взрослость Эльфа – в том, что он несет себя в мир, дарит – выносит на солнце взращенные им цветы, делится своей гармонией, он звучит!
Приложение
Поклон респондентам: именно ваши мысли, прибывающие одна за другой, – словно элементы мозаики, составили этот смысл.
● утонченный, гармоничен с природой и остроухий
● обострённое чувство прекрасного, тонкокожесть, интуитивное восприятие мира
● эльфы прекрасны, возвышены и благородны
● утонченность, долгожительство и… ушки
● изящный, неспешный, надменный
● утонченный; высокомерный; неспешный
• утонченный, красивый и властный.
● Это значит быть потусторонним
● природа, волшебство, красота
1.Честность, порядочность. Эльф не может поступать плохо, если он знает, что это так.
2.Чувство прекрасного. Умение находить прекрасное в природе, музыке, людях - во всем.
3.Глубокий проницательный ум и тысячелетняя мудрость
1. лесной житель, существо не от мира сего. Соответственно, быть эльфом – жить в лесной глуши, подальше от людей
2. гордый и благородный
3. остроконечные уши
1. Эльфы бессмертны. Начнешь играть в эльфа – и обнаружишь, что всегда чувствуешь себя так, словно время - это твое пространство и его достаточно.
2. Эльфы по большому счету не различают добра и зла. Потому что "что да, то и нет". Не бывает абсолютно добрых или абсолютно злых дел, да и вообще бинарной логики, все склонно дробиться дальше.
3. Мир почти прекрасен, и улучшить его можно в любой области. Собственно, еще сто лет назад и люди умели украшать, но за прошедший век как-то подзабыли. Мне кажется, что эпоха модерна была попыткой эльфийского мира прорваться в наш.
4. Стиль имеет значение. Каждое наше движение остается в проплывающем мимо времени. Значит, лучше бы самому быть таким произведением искусства, чтобы не было неловко за свою недоделанность.
(Кэти Тренд)
1.Во-первых, всё-таки первая ассоциация слова «эльф» – это невесомость. Эльф что в сказках, что у Профессора - существо такое лёгкое... В сказках и поздних легендах лёгкое в прямом смысле слова: маленький и порхает, как бабочка. У Профессора они приподняты над обыденностью. А впрочем, и лёгкие тоже, трудно себе представить тяжеловесных эльфов. Разве что в доспехах )))
2.Во-вторых, это... всё-таки ненастоящесть. Всё-таки это существа сказочные.
3. А что касается третьего, то всё же эльфы – это положительное начало, это что-то благородное. Я знаю, что не вполне так у Профессора, знаю, что совсем не так в шотландских сказках. Эти эльфы и феи в сказках такие злобные... Детей крадут и вообще. Но - ничего не могу поделать, для меня они положительные и благородные. Эльф, который мелочится, жлобствует, хамит, как-то не представляется.
1.Любит всё и всех.
2.вечно молодой.
3.стремится к совершенству.
1. Романтическая личность, далёкая от реальности.
2. Интроверт, личность, замкнутая на себе, погруженная в свой внутренний мир.
3. Внешние атрибуты: длинные волосы, стройная фигура, поэтичный образ.
Я думаю, (эльфы) это те, у кого есть знания о мире и кто их может реализовать в своей области, создать что-то действительно чудесное в гуманистическом плане. Все остальное - для меня спекуляция. И дело в том, что у них внешность обычно обогащается тем духовным, что у них внутри, они как бы светятся изнутри и становятся с возрастом еще прекраснее...и через их творения - бессмертными.
***
Также использованы мнения из обсуждений vkontakte:
Как узнать, эльф ли ты
Когда вы поняли, что вы эльф
> Есть конечно общие черты у всех эльфов: уважение и любовь к природе, грация и привлекательность, эстетика и дипломатичность, нежность и исходящее изнутри волшебство... Красота – слабость любого эльфа, и она выражается и во внешности, и в словах, и в поступках...
> ловкость, бессмертие...и любовь к природе...
> эльфы гордые, великие и самодостаточные существа
> не только природа! еще само внутреннее состояние: эта самая положительная пассивность, стремление к творчеству!
> отношение к жизни (эльфов) – восторженно-мечтательно-меланхоличное, тяга к волшебному
> iz vsex sozdanij kak pravilo tolko ELFI bolshe garmonirovali s prirodoj, nezheli vse ostalnie
> отличаются тягой ко всему волшебному,сказочному,неизведанному.
> (эльфа) всегда тянет на природу. К траве и деревьям.
> Природа действует (на эльфа) умиротворяюще, оказавшись в лесу, (он) чувствует,
как все проблемы разом решаются, находит решения... Ловит вдохновение тоже чаще всего на природе, и в полном одиночестве.
> (Эльфы –) музыка, лес, природа, романтика
> Каждый в эльфах видит, что то такое, что заставляет радоваться их душу...
Краткое мнение автора
Эльфы – обладатели некой особенной красоты, о которой говорят, что она – состояние души. Естественная красота прекрасна и гармонична, но осознанность – ключ к иному роду красоты и гармонии. Музыка внутреннего голоса влечет устремиться больше в себя, чем вовне. Просто привыкнув к волнам, шумящим внутри, влекущих забыться в их бессловесном покое, можно пропасть для деяний. Осознание же организует это музыкальное дионисийское начало в душе. Оно словно путь прорыва в мир, в котором есть место для твоей пусть крошечной мелодии. И приобщая ее к нему, а не отделяя, преобразуя ее в новом свете, через некую боль поиска формы приходишь к гармонии более зрелой. Это путь эльфа.
С мнениями как они есть вы можете познакомиться в Приложении. В тексте же, если они цитируются, то выделены курсивом.
Мой вопрос звучал следующим образом: Какими 3мя характеристиками вы бы определили, что значит «быть эльфом», но можно было ограничиться просто своими ассоциациями на слово «эльф».
читать дальшеI. Отделенность
На то, что эльф – это прежде всего некто несколько «не со всеми», указывают различные ответы участников, кажущиеся на первый взгляд абсолютно не сходными. Это и жить в лесной глуши, подальше от людей; это и – быть надменным, высокомерным (так как это значит ставить себя выше или отделять от других); это и невесомость – приподнятость над обыденностью, возвышенность, ненастоящесть. Быть потусторонним и существом не от мира сего, быть личностью далёкой от реальности. Убегают, возвышаются или не вписываются.
О внешности сначала предполагался отдельный пласт, но неоднократно упомянутые ушки, остроухость и т.д. наводят уже скорее на мысль о знаке непохожести на других. Изъян – не изъян, вроде бы даже красиво, изящно, однако в то же время это является признаком, по которому эльфа однозначно «классифицируют». Если перевести на язык реальности, а мы к этому и ведем, так как наша тема вовсе не «сказки», «эльфы» так или иначе как-то угадываются среди «людей». И не во внешнем облике дело, определенно.
Мало того, в представлении людей они имеют тенденцию игнорировать законы и закономерности глобального порядка: эльфы – вне времени: неспешные, бессмертные, вечно молодые. Они даже, похоже, и внеморальны: не различают добра и зла.
«У эльфа и ветра не спрашивай совет: оба скажут в ответ – что да, то и нет», – гласит хоббитская пословица.
II. Идеальность
Можно спорить об относительности блага и зла. Однако нельзя не заметить, что «эльфы» наделяются весьма лестными характеристиками: честность, порядочность, благородство, положительное начало. Слово «эльф» будто магнитом притягивает перечисление самых высоких качеств – иное же просто к нему не идет: эльф, который мелочится, жлобствует, хамит, как-то не представляется.
Словно все, что известно прекрасного, все идеальные, привлекательные черты складываются в этот образ – этакий «банк» прекрасностей. Эльф не маг, не волшебник, эльф просто хранит в себе дорогие миру ценности, вбирает как книжный герой, являющий нам сгущение поразительных черт, как светлая фантазия детства с его буквальными смыслами. Эта идеальность могла бы даже претить, но речь не о безупречности-образцовости – этот своего рода набор архетипических достоинств не мог бы сам по себе так волновать.
Волнует же красота. Казалось бы, что может быть столь же трудноопределимо: понимание красоты относительно, индивидуально, нестойко. Но есть неизменное во все времена – реакция на нее. Красота – то, что возвышает душу: вне хорошего и плохого, над пользой и выгодой, за пределами привычного, сверх обыденного – универсальное. Линии ли это, форма ли, слог, внутреннее качество – это то, что «светится» для тебя: заставляет любоваться, притягивает, вызывает душеный трепет и вдохновляет. Даже так называемые «темные эльфы», то есть видимо «злые», имеют свое благородство, свою красоту, может быть более резкую, иную, но …так или иначе, стиль имеет значение .
Итак, эльфы – сами утонченные, изящные, поэтичные – обладают обострённым чувством прекрасного, выражают и воплощают собой влечение к эстетике и красоте. Красота – слабость любого эльфа…
III. Магия воплощения
А теперь довольно.
Оставим процесс декоративного прикалывания «бабочек» к картонке, подписанной мертвыми латинскими буквами… Поговорим серьезно – с туго завязанным галстуком, перед лицом нашей реальности: в ее рентгеновски безжалостном свете опадут одеяния из цветных лепестков, но останется суть, зерно. Если есть наполнение, есть и форма: некая категория людей нуждается в обретении названия и находит его в слове «эльф».
Представление об эльфах наводит на мысли о ненастоящести – слишком уж незамутненный «пылью обыденности» мир? Но что если это и в самом деле такой способ видения: повышенный эстетизм, умение во всем находить прекрасное, смотреть сквозь призму возможного совершенства; держаться только за то, что почитаешь лучшим, – какой бы нежизнеспособностью это ни отзывалось. Итак, человек под кодовым названием «эльф» – живой носитель «книжных», «неадаптированных» идеалов. И в этом качестве он, казалось бы, рискует противостоять «реальности», которая не принимает этого так легко, как их собственная душа. Инстинктивно желая сохранить их, «законсервировать», дабы не нарушить гармонию «шумами» внешнего мира, они желают «ухода», не так ли.
Но назвать это конечной их целью, поставить точку на этом?
Если выхода в мир не происходит совсем, «скорлупа» не пробита… то мы говорим о ребенке, «ребенке-эльфе»: это творческое существо детского возраста на стадии накопления музыки внутри, наращения сил. Но и для интроверта наступает когда-то час перепутья: он выбирает, отдать себя миру, предав свою отделенность, или же окончательно замкнуться в себе, предав мир.
Однако обязательно ли так: или – или? Так ли неприязненно противостоят они друг другу – мир и творческая душа? Разве она аскет впечатлений и чувств… скорее, напротив. Для эльфа то, что он видит, – другая необходимая сторона жизни, другой источник – извне, являющийся контрастом или созвучием, но в любом случае пищей уму и сердцу. «Эльфы» как создания природы являются частью мира и нуждаются в нем.
Пусть они и смотрят на него изнутри, не сливаясь (потусторонность), струны их очень чутки: эльф беззащитен пред тем, чтобы всей кожей (тонкокожесть) не чувствовать прекрасное и ужасное, и постоянно «мучится» впечатлениями. Бегство, аскетизм – средство спастись от обилия их – так как они внушительный на сердце делают отпечаток – даже, кажется, могут разрушить. Природа, уединение – все то, что смягчает удар; это средство восстановления, условие для того, чтобы осмыслить. Справиться, осознать, быть может, освободиться от эмоции – отдав ее какому-нибудь творению? Преобразование живительно. Вспомним Финрода, мастера «придавать страстям форму»: «Это был обычный для него способ справляться со страхом перед неизвестным – придать неизвестному форму, осознать как нечто зримое, вещественное» («По ту сторону рассвета»).
Итак, стать ожившей преобразовательной силой, музыкой, через некую боль поиска формы проникшей в мир, – это путь эльфа. Находясь всегда на границе – между чудом и ощутимостью – он может создавать что-то действительно чудесное в гуманистическом плане. Ведь мир можно улучшить в любой области.
Надо помнить о способности воплотиться. Настоящая взрослость Эльфа – в том, что он несет себя в мир, дарит – выносит на солнце взращенные им цветы, делится своей гармонией, он звучит!
Действуйте, друзья!
Приложение
Поклон респондентам: именно ваши мысли, прибывающие одна за другой, – словно элементы мозаики, составили этот смысл.
● утонченный, гармоничен с природой и остроухий
● обострённое чувство прекрасного, тонкокожесть, интуитивное восприятие мира
● эльфы прекрасны, возвышены и благородны
● утонченность, долгожительство и… ушки
● изящный, неспешный, надменный
● утонченный; высокомерный; неспешный
• утонченный, красивый и властный.
● Это значит быть потусторонним
● природа, волшебство, красота
1.Честность, порядочность. Эльф не может поступать плохо, если он знает, что это так.
2.Чувство прекрасного. Умение находить прекрасное в природе, музыке, людях - во всем.
3.Глубокий проницательный ум и тысячелетняя мудрость
1. лесной житель, существо не от мира сего. Соответственно, быть эльфом – жить в лесной глуши, подальше от людей
2. гордый и благородный
3. остроконечные уши
1. Эльфы бессмертны. Начнешь играть в эльфа – и обнаружишь, что всегда чувствуешь себя так, словно время - это твое пространство и его достаточно.
2. Эльфы по большому счету не различают добра и зла. Потому что "что да, то и нет". Не бывает абсолютно добрых или абсолютно злых дел, да и вообще бинарной логики, все склонно дробиться дальше.
3. Мир почти прекрасен, и улучшить его можно в любой области. Собственно, еще сто лет назад и люди умели украшать, но за прошедший век как-то подзабыли. Мне кажется, что эпоха модерна была попыткой эльфийского мира прорваться в наш.
4. Стиль имеет значение. Каждое наше движение остается в проплывающем мимо времени. Значит, лучше бы самому быть таким произведением искусства, чтобы не было неловко за свою недоделанность.
(Кэти Тренд)
1.Во-первых, всё-таки первая ассоциация слова «эльф» – это невесомость. Эльф что в сказках, что у Профессора - существо такое лёгкое... В сказках и поздних легендах лёгкое в прямом смысле слова: маленький и порхает, как бабочка. У Профессора они приподняты над обыденностью. А впрочем, и лёгкие тоже, трудно себе представить тяжеловесных эльфов. Разве что в доспехах )))
2.Во-вторых, это... всё-таки ненастоящесть. Всё-таки это существа сказочные.
3. А что касается третьего, то всё же эльфы – это положительное начало, это что-то благородное. Я знаю, что не вполне так у Профессора, знаю, что совсем не так в шотландских сказках. Эти эльфы и феи в сказках такие злобные... Детей крадут и вообще. Но - ничего не могу поделать, для меня они положительные и благородные. Эльф, который мелочится, жлобствует, хамит, как-то не представляется.
1.Любит всё и всех.
2.вечно молодой.
3.стремится к совершенству.
1. Романтическая личность, далёкая от реальности.
2. Интроверт, личность, замкнутая на себе, погруженная в свой внутренний мир.
3. Внешние атрибуты: длинные волосы, стройная фигура, поэтичный образ.
Я думаю, (эльфы) это те, у кого есть знания о мире и кто их может реализовать в своей области, создать что-то действительно чудесное в гуманистическом плане. Все остальное - для меня спекуляция. И дело в том, что у них внешность обычно обогащается тем духовным, что у них внутри, они как бы светятся изнутри и становятся с возрастом еще прекраснее...и через их творения - бессмертными.
***
Также использованы мнения из обсуждений vkontakte:
Как узнать, эльф ли ты
Когда вы поняли, что вы эльф
> Есть конечно общие черты у всех эльфов: уважение и любовь к природе, грация и привлекательность, эстетика и дипломатичность, нежность и исходящее изнутри волшебство... Красота – слабость любого эльфа, и она выражается и во внешности, и в словах, и в поступках...
> ловкость, бессмертие...и любовь к природе...
> эльфы гордые, великие и самодостаточные существа
> не только природа! еще само внутреннее состояние: эта самая положительная пассивность, стремление к творчеству!
> отношение к жизни (эльфов) – восторженно-мечтательно-меланхоличное, тяга к волшебному
> iz vsex sozdanij kak pravilo tolko ELFI bolshe garmonirovali s prirodoj, nezheli vse ostalnie
> отличаются тягой ко всему волшебному,сказочному,неизведанному.
> (эльфа) всегда тянет на природу. К траве и деревьям.
> Природа действует (на эльфа) умиротворяюще, оказавшись в лесу, (он) чувствует,
как все проблемы разом решаются, находит решения... Ловит вдохновение тоже чаще всего на природе, и в полном одиночестве.
> (Эльфы –) музыка, лес, природа, романтика
> Каждый в эльфах видит, что то такое, что заставляет радоваться их душу...
Краткое мнение автора
Эльфы – обладатели некой особенной красоты, о которой говорят, что она – состояние души. Естественная красота прекрасна и гармонична, но осознанность – ключ к иному роду красоты и гармонии. Музыка внутреннего голоса влечет устремиться больше в себя, чем вовне. Просто привыкнув к волнам, шумящим внутри, влекущих забыться в их бессловесном покое, можно пропасть для деяний. Осознание же организует это музыкальное дионисийское начало в душе. Оно словно путь прорыва в мир, в котором есть место для твоей пусть крошечной мелодии. И приобщая ее к нему, а не отделяя, преобразуя ее в новом свете, через некую боль поиска формы приходишь к гармонии более зрелой. Это путь эльфа.
@темы: Статьи
"О, каким прекрасным был Ард-Гален... Весенние травы цвели буйным цветом, и от их аромата захватывало дух ... На привалах цветы тянулись к рукам вечно юных хозяев Арды, требуя ласки, желая их прикосновения. Финдекано стоило немалых усилий удерживать отряд в боевой готовности ... Он понимал теперь, что могло произойти с разведчиками - в эти ароматные травы хотелось упасть, разметав руки, и лежать, глядя в голубое небо с пятнышками облаков, лежать, прорастая корнями, разлетаясь семенами, расцветая диким цветом ... Лежать, пока на небе не засияют звезды, грезить с открытыми глазами, пока погибель, страшная и отвратительная, не подберется в темноте к неосторожному Нолдо, который слишком проникся чувством единства с землей, которую был создан оберегать."
цель - прояснение понятия, интересного мне. и, как думалось, участникам данного сообщества.)
nolofinve, ясно.. красиво)
единство с землей. то есть они, предполагается, ближе к природе, чем "люди" _? )
или более поэтично ее воспринимают... /непрактично? ..
Amderqeen, спасибо но не хотелось бы чтоб _только это))
Если Вас интересует научная сторона - то сходите на сайт Эльфхейм. www.elfheim.ru
Также можно посмотреть форум эльфхейма, там тоже есть интересное. Но туда стоит идти только в том случае, если Вас интересуют эльфы не с точки хрения баек и фанфикшн-образов.
По спорны пунктам - я бы сказал, что большая часть статьи требует уточнения формулировок.
Для эльфа в мире живое все - и он умеет с этим живым общаться. Если ему нужен хворост для костра, он поговорит с деревом и оно сбросит ему пару сухих веток, а не станет крушить топором направо и налево.
А люди говорят - магия...)))
конечно, меня интересует самая суть! : ) но при этом еще и в переложении на реальность. что значит "быть эльфом", что это за качества, какова сущность этого, вне зависимости от лит.-мифологич.контекста и проч.
в частности, и фанфики вполне могут правдиво отражать этот смысл. т.к. основа одна
Огромное спасибо за ссылку, поглядим..
во время исследования инстинктивно не хотелось читать других, чтобы не сбиться в мыслях. А вот теперь как раз интересно ))
nolofinve, да, немного магично..) но по сути, мне кажется, мысль верная.
а давайте уточним формулировки.
Ок.
Вы пишете: I. Отделенность
На то, что эльф – это прежде всего некто несколько «не со всеми», указывают различные ответы участников, кажущиеся на первый взгляд абсолютно не сходными. Это и жить в лесной глуши, подальше от людей; это и – быть надменным, высокомерным (так как это значит ставить себя выше или отделять от других); это и невесомость – приподнятость над обыденностью, возвышенность, ненастоящесть. Быть потусторонним и существом не от мира сего, быть личностью далёкой от реальности. Убегают, возвышаются или не вписываются.
Тут смешано очень много не смешиваемого. Поэтому я бы предложил следующее.
Отдельность эльфа - отстраненность. Политика невмешательства, если не затронуты интересы эльфа: людям людское - эльфам эльфийское.
Эльф не высокомерен, он просто держит дистанцию, подпуская к себе ровно настолько, чтобы соблюсти вежливость и в то же время не впустить в душу. Это людям кажется, что эльф высокомерен, и именно КАЖЕТСЯ. Те. кто с эльфами общаются постоянно, отнюдь не считают их высокомерными. (ну это если уж начинать говорить об эльфах сегодняшних, впрочем, это при внимательном прочтении можно отследить и в литературных образах, правда, их со времен Профессора как только уже не извращали).
Быть "не от мира сего" и быть "далеким от реальности" - тут есть подмена понятий. Не надо путать не-человеческость и инфантильность. Это очень разные вещи. Одно дело, что по эльфу, как бы он ни старался мимикрировать, всё равно видно, что он не человек, эльф оперирует слегка другими категориями, другим понятийным и ассоциативным рядом, который человек порой понять просто не в состоянии. Тем не менее, эльф отлично понимает и принимает и учится и умеет жить в той реальности, в которой он находится здесь и сейчас.
Далее:Мало того, в представлении людей они имеют тенденцию игнорировать законы и закономерности глобального порядка: эльфы – вне времени: неспешные, бессмертные, вечно молодые. Они даже, похоже, и внеморальны: не различают добра и зла.
«У эльфа и ветра не спрашивай совет: оба скажут в ответ – что да, то и нет», – гласит хоббитская пословица.
Простите, каким образом происходит игнорирование, если бессмертие эльфам, как и смертность людям - это ДАР Эру - Старщим одно, Младшим другое. Где же игнорирование? Далее - каким образом эльф может игнорировать законы мира, если "тела их принадлежат Арде"?
Эльфы неспешны, опять же, пока спешить не нужно. Только ролевики способны оправдывать бакланство "эльфийской неспешностью". Но на деле - эльф всегда оказывается тогда и там, где и когда он и должен оказаться.
Вечная молодость...Это, ИМХО, вообще отдельная тема, потому что у эльфа Дух полностью или почти полностью контролирует тело, а не наоборот, как у людей. И потом, банально удобнее, когда тело постоянно в тонусе и не увядает. И в общем-то это вполне логично, учитывая продолжительность жизни.
Про неразличение добра и зла - это меня отдельно потрясло, потому что ежели отбросить дешевую фантазю, а обратиться к серьезной литературе, то станет понятно и очевидно: эльф имеет несколько иную картину мира и систему ценности, во многом отлиную от человеческой, но что такое добро и зло - эльф понимает прекркасно, и одной из ярких эльфийских ерт является справедливость и тяга к справедливости. Это ли не яркая иллюстрауия четкой границы между добром и злом?
Для людей и в литературе эльф - это набор архетипов, а архетип - это всегда идеал. Не важно идеал чего, но идеал. Отсюда и восприятие и навешивание ярлычков на все случаи жизни.
Третий пункт целиком вызвал откровенно говоря, недоумение. Ощущение такое, что происходит выгул тараканов у пятнадцатилетних подростков, и только.
Через слово повторяющаяся характеристика "гордость, высокомерие, неотмирасегойность" меня вводит просто в ступор.
Далее, мне кажется, стоит определиться - сказка это для Вас или все же нет? Если да - то не понятно, зачем такие длинные статьи "про это". Если нет - тогда при чем тут опять же, как самоубеждение упоминание сказочности?Вы говорите о литературных образах или об эльфах, которые живут здесь и сейчас или жили давно и также являются частью истории?
Смешивание спрайтов и эльфов в одну кучу - это моветон, уж простите. Можно это понять в статье какой-нибудь барышни из захолустной газетки, которой поручили срочно за вечер написать статью "праэльфофф", но если материал претендует на научность, давайте тогда мух и котлеты в разные стороны разложим.
Приложение к статье, опять же - для ролевика лет 15 - самое оно. Эпос-пафос-кактус. Но к реально существующим эльфам это не имеет никакого отношения.
О проблеме эльфов отдельно от Арды как-то не задумывался, потому благодарен за тему для размышлений)))
Возможно, не совсем ясным осталось, что я делаю резюме по мотивам различных мнений: все что выделено курсивом, это _цитаты, а не мои выражения, на их основе я ищу, так скажем, общий замес. Произвожу своего рода вычисления, выделяя общую часть, "среднее арифметическое" того, как это понятие представлено в современном сознании. Будем говорить прямо: жанр тут скорее соц.исследование, поэтому за тем, что получилось, = стоят много различных людей. а не "ролевик лет 15ти" (есть и умудренные, и вообще не ролевики).
Приложение - это не мое воображение, а реальные! мнения, которые удалось обрать за не очень большой промежуток времени, среди них есть поверхностные и глубокие, более взрослые и более подростковые. Поглядите пожалуйста шире.
С другой стороны, я понимаю вашу задачу как критика посмотреть только с теневой стороны. Хорошо.
Но, самое интересное, с чем же спорить. Разве я утверждаю, что эльф высокомерен (заметьте, это цитата, одна из ряда других) - это действительно то, что _кажется, но кажется-то не случайно, а по причинам его отдаленности - а отдаленности в силу того, действительно, что "эльфам эльфийское". Остраненность - почти равнозначный синоним моего заголовка.
Хорошо, "инфантильность" может быть и не следовало приплетать.
На самом деле мне хотелось сделать призыв эльфам не замыкаться в своей интровертной гармоничности. Возможно, для такого призыва были выбраны слишком человеческие понятия...
...принимает и учится и умеет жить в той реальности, в которой он находится здесь и сейчас.
Знаете, вот и мне хотелось бы верить. несмотря на.
Третий пункт целиком - посвящен призыву к творческому выходу в мир, а вовсе никакой не гордости, где вы это нашли О_О
Что касается бессмертности, вневременности, вы ссылаетесь на ДАР Эру и проч., т.е. лит.источник, я же пытаюсь перевести все на реальные качества - например, некоторые люди склонны действовать так, словно будут жить вечно.. которые воспринимают все "с точки зрения вечности".. =вопросы мировосприятия, ощущение времени у профессорских эльфов или ныне в наших головах, я ищу мостик - это то, что интересно. Пытаюсь оторваться от "сказочности", да.
Добро/зло сложная тема. Я пороюсь, была тут одна дискуссия на эту тему в ЖЖ..
---------------------
про гармонию как сбалансированность я очень согласен.
про набор архетипов и идеал - это, я так понимаю, вы со мной соглашаетесь.
Спасибо за мнение, мне очень интересно с вами беседовать.
Но возможно вам стоит пересмотреть статью с учетом того, что это сбор мнений.
хотя и не без толики
гумаэльфанистического пафоса.Есть предложение такое: мне кажется, стоит вывести все эти стереотипы в сравнении с тем, то об эльфах известно и сравнить мнения с "тем, как оно есть на деле".
Вам было бы интересно сделать такое исследование?
Я просто видимо, в процессе прочтения основного пласта материала в итоге упустил из виду то, что было написано в "шапке". Поэтому претензии снимаю и приношу извинения.
Но мнения людей чудесаты, этого не отнять.
Нужно много исследовать, чтобы наконец почувствовать "истину". И в каждом из представлений и мнений, мне кажется, кроется крупица от этой истины. При всей чудесатости.)
Если противопоставлять стереотипы и истину, то откуда брать истину? ..
Хотя в принципе понимаю, к чему вы клоните. Есть ряд расхожих определений, из того что можно назвать не задумываясь, а есть что-то более глубоководное. Конечно, интереснее углубиться)
nolofinve, эльфов отдельно от Арды и я не вижу, а также полностью согласен с тем, что эльфы никогда не встанут на сторону Зла, на сторону разрушителей. Эльфы на стороне Моргота и Саурона разве что в ЧКА и ПТСР фигурируют
Araglas, а что можете сказать на тему "эльфов вне Арды" на материале, например, книги "Путь к Единорогу" Софии Павловой (Мелиан) и ее концепции "эльфы-по-жизни"?
Статью перепостил себе - поднята очень актуальная для эльфов тема
Ну а люди в силу своей слабости (вот ведь я загнул))) могли защищать и добро и зло.
? Это где там такое есть?
nolofinve, Artafinde, ЧКА, ИМХО, вообще рядом с Сильмом ставить нельзя.
Я сам очень не люблю ЧКА и ПТСР, но пришлось это прочитать, поскольку все о них говорили одно время. Естественно, никакого восторга у меня не вызвало желание авторов сделать некоторых эльфов сторонниками Мелькора. Неужели не понятно, что в моем предыдущем комментарии эти домыслы фанфикеров приведены уже как нереальный факт??? как невозможное в корне? Или я недостаточно ясно выражаюсь?
И с nolofinve у меня достаточно различные позиции, чтобы уравнять их так в одном комментарии.
ЧКА как достоверный источник по Арде вообще воспринимать ИМХО нельзя.
Как нельзя и очеловечивать эльфов, забывая о толкиновской концепции, о ЗиОЭ (Законах и Обычаях Эльдар).
ЧКА - это один из глюков, не более... Но, что характерно, авторы даже не пытались заставить прислуживать Тано эльфов в их чистом виде))) А сотворили своих мутантов.
А почитайте-ка вы лучше Толкина. Да-да, Толкина, а не фанфики по его мотивам. И Проппа почитайте. У него много и хорошо про архетипы.)
Если претендуете на то, чтобы сие написание называлось статьёй - не пользуйтесь источником "одна бабка сказала".
Если же интересуетесь грамотным мнением - поговорите не с "близкими к ролевой тусовке", а с участниками клуба толкинистики. Или с ролевиками, которые давно и серьёзно по Толкину играют.
А вопрос, между прочим, немаловажный. Но куда более объёмный, чем "три характеристики".
Скорее, я имею некоторую приблизительную попытку понимания некоторых вещей. Приобреталось оно годами и многими прочтениями текстов. Но и этого всегда недостаточно. Например, перед каждой игрой по Толкину мы с моей командой много говорим и разбираем эльфийское мировоззрение, логику, мотивацию. Применительно к разным народам и в контексте различных ситуаций. Это важно и нужно, потому что мы всё-таки люди. Что бы там ни говорили некоторые экзальтированные девочки.
Нельзя написать статью "Как быть эльфом".
Но можно прочитать статьи по эльфийской геральдике, по цветам в одежде, по похоронным обрядам. И начать, конечно, лучше с "Законов и обычаев эльдар". Первоисточник, как-никак))
И, как следствие - стать немного грамотнее в этом вопросе.
Тем самым экзальтированным девочкам, которых Вы упомянули, куда более свойственно просто строчить и читать фанфики и слэш, повизгивая от восторга своими талантами и, прямо скажем, неудовлетворенными эротическими фантазиями, не сильно вдаваясь в суть природы эльдар. Что мы и можем наблюдать в приведенных ТС мнениях.